ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
x

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Для увеличения размера текста, зажмите
клавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя

Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Алтайский край, г.Барнаул, ул.Ляпидевского, 1
ВОПРОС ОТВЕТ
Здравоохранению – современные технологии

Эффективность внедряемых в крае медицинских информационных систем и развитие информационных технологий в здравоохранении региона обсудили 18 апреля на заседании Правительства региона, которое провел Губернатор края Александр Карлин. Глава региона отметил, что рассматриваемая тема весьма актуальна: эффективное управление любой отраслью, тем более такой сложной, как здравоохранение, невозможно без использования цифровых технологий.

 

«В последние годы в сферу здравоохранения из всех источников финансирования мы транслировали десятки миллиардов рублей. Это огромные ресурсы. Мы сегодня коренным образом изменили материальную составляющую подавляющей части наших медицинских учреждений всех трех уровней. В этом направлении Алтайский край является одним из лидеров в стране и Сибири. Об этом говорят эксперты национального уровня и наши зарубежные гости. Сегодня в Алтайском крае сформирована команда высококвалифицированных медицинских работников. Мы многое сделали вместе с Минздравом России, чтобы финансовые, материальные, интеллектуальные составляющие были эффективно интегрированы в практическую систему здравоохранения. Эта задача должна выйти на первый план. Все эти ресурсы дадут эффект, если в сфере здравоохранения будут работать современные технологии, которые соответствуют критериям цифрового общества и цифровой экономики.

Мы по целому ряду информационных сегментов в здравоохранении показываем достойные результаты, которые отмечены на федеральном уровне. Но эту сферу необходимо постоянно развивать: без новых современных технологий управленческого уровня наращивать дальше положительный эффект современного здравоохранения мы не сможем», - отметил глава региона.

О перспективах дальнейшей информатизации здравоохранения края рассказала министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова. По ее словам, на сегодня во всех медицинских организациях региона внедрена и используется региональная медицинская информационная система, позволяющая решать основные задачи по ведению медицинской документации в электронном виде, она также обеспечивает процесс электронного медицинского документооборота. Все функционирующие медицинские информационные системы интегрированы с федеральными сервисами «Запись на прием к врачу» и «Электронная медицинская карта». Во всех организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечена возможность записи на прием к врачу с использованием электронных сервисов: Единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный интернет-портал, мобильное приложение. Особую значимость информационных систем в вопросах повышения доступности и качества оказания медицинской помощи продемонстрировал реализуемый в крае приоритетный проект «Бережливая поликлиника».

«По сведениям Департамента информационных технологий и связи Минздрава России, Алтайский край занимает хорошую позицию в рейтинге регионов по уровню развития информационных технологий в здравоохранении. Наш регион является лидером по уровню развития и внедрения системы автоматизации деятельности скорой медицинской помощи и уровню развития и внедрения телемедицины», - подчеркнула министр здравоохранения региона.

Напомним: внедрение информационной системы управления скорой медицинской помощью, позволяющей максимально автоматизировать текущую деятельность и осуществлять оперативное управление бригадами скорой медицинской помощи, началось в 2014 году. Пилотным учреждением стала станция скорой медицинской помощи Бийска. В настоящее время информационная система внедрена на всех станциях и отделениях скорой медицинской помощи Алтайского края.

Все медицинские организации региона оснащены системами, позволяющими оказывать и получать телемедицинские консультации. За 2017 год в крае провели 38 892 телеконсультации в режиме «врач - врач», из них 38 872 - с медицинскими организациями внутри региона, 11 - с медицинскими организациями, находящимися в подчинении других субъектов Российской Федерации и девять - с медицинскими организациями федерального уровня. Основные медицинские специализации, по которым проводились телеконсультации: акушерство и гинекология, нейрохирургия, терапия, хирургия, кардиология.

Оператором информационных систем в сфере здравоохранения края стал «Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера», где функционируют региональный центр обработки данных, ведомственный удостоверяющий центр. 143 медицинские организации подключили к региональной сети передачи данных, защищенность которой обеспечивается программно-аппаратными комплексами VipNet Custom. В 2017 году к сети Интернет подключено 29 филиалов медицинских организаций, в текущем году запланировано подключить 200 филиалов. С января 2018 года в медицинских и аптечных организациях в Алтайском крае начали внедрять информационную систему «Электронный рецепт». Также в 2018 году планируется ввести сервисы записи на плановые медицинские осмотры и электронные медицинские документы.

«Внедрение медицинских информационных систем позволило не только автоматизировать работу врачей, но и способствовало повышению качества обслуживания населения», - сообщила директор «Медицинского центра - управляющей компании Алтайского медицинского кластера» Елена Вайгель. По ее словам, особую роль в развитии информационных технологий в здравоохранении играют сервисы взаимодействия граждан и медицинских организаций, в первую очередь, в рамках приоритетного проекта «Электронное здравоохранение». Он предполагает предоставление гражданам в личном кабинете «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг ряда электронных сервисов: сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, сведения о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости.

Стоит отметить, что услуга записи на прием к врачу с использованием электронных сервисов через региональный интернет-портал доступна жителям Алтайского края с 2010 года, через Единый портал госуслуг - с 2012 года, с использованием мобильного приложения - с 2016 года. Электронная запись на прием к врачу действует во всех организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В 2017 году 18,4% граждан от общего числа обратившихся за медицинской помощью воспользовались услугой записи к врачу в электронном виде. Из них более 60% использовали региональный портал самозаписи с возможностью авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации, 24,4% - мобильное приложение, 14,4 % - информационные киоски, 1,1% воспользовались услугой на ЕПГУ.

Главный врач Станции скорой медицинской помощи Бийска Сергей Паршуков рассказал о положительных эффектах реализации пилотного проекта по внедрению автоматизированной медицинской информационной специализированной системы управления службой скорой помощи. «Данное решение представляет собой автоматизированную систему, которая охватывает всю деятельность службы скорой помощи, от диспетчера до заведующего гаражом. Структура Станции скорой медицинской помощи Бийска представлена четырьмя подстанциями: Центральной, Приобской, Заречной и Бийской, включающей в себя восемь постов скорой медицинской помощи Бийского и Зонального районов. Все 33 бригады оснащены планшетами, а сотрудники, работающие с системой, - автоматизированным рабочим местом с определенными правами доступа. Диспетчер принимает вызов и заносит первичные данные в систему, которые автоматически передаются на ближайшую бригаду. Сократилось время передачи вызова бригаде с 2 минут в 2015 году до 30 секунд в 2017 году. Своевременность доезда до 20 минут улучшилась с 81,8% в 2015 году до 92% в 2017 году. Информация о нахождении машин скорой помощи в реальном времени отражается на картографическом сервисе OpenStreetMap, автомобили оборудованы технологией ГЛОНАСС, что позволило сократить время прибытия оперативной службы к месту вызова, определять местонахождение автомобиля, учитывать пробег и скорость движения.

Система позволяет вести оперативный контроль за движением медикаментов и перевязочных средств, в режиме реального времени предупреждает о приближении их срока годности.

Отчеты о работе службы скорой медицинской помощи формируются автоматически, ускорилась выдача справочной информации, передача карт вызовов на экспертизу в страховые компании ведется в электронном виде, что позволило на 50% сократить справочно-статистическую службу на станции скорой помощи. Программа связана с региональной медицинской системой (РМИС), что позволяет получать достоверные персональные данные о пациенте, такая возможность снижает риск ввода информации с ошибками, для последующей автоматической выгрузки реестров в ТФОМС. Это сократило количество неоплаченных вызовов страховыми медицинскими организациями на 78%. В ИС «АРМ Поликлиника» интегрирован сигнальный лист с необходимыми для участкового врача данными для дальнейшего наблюдения за пациентом.

Интеграция с ИС АРМ «Стационар» позволила оперативно, в режиме реального времени получать информацию о наличии свободных мест в отделениях стационара необходимого профиля, а в случаях отсутствия - оперативно, до прибытия, принимать решение о госпитализации в другое учреждение.

Информация о том, какую помощь оказали каждому пациенту, становится доступна в любом медицинском учреждении Алтайского края. Это позволяет получить полную картину болезни и дает возможность оценить состояние больного, продумать ход лечения. Единоразовый ввод данных о вызове в систему, их доступность всем сотрудникам, контроль местонахождения машин, выбор маршрута - все эти функции помогают сэкономить драгоценное время», - отметил Сергей Паршуков.

О защите персональных данных пациентов рассказал заместитель директора Медицинского центра - управляющей компании Алтайского медицинского кластера Андрей Рыбаков.

О межведомственном электронном взаимодействии с Минздравом региона сообщил руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Алтайскому краю Главного бюро экспертизы по Алтайскому краю Минтрудсоцзащиты России Александр Гончаренко. По его словам, ежегодно в Бюро края освидетельствуют около 45 000 граждан. Из этого числа более 42 000 направляют медицинские организации региона. В целях сокращения маршрута граждан, направляемых лечебными учреждениями на медико-социальную экспертизу, обеспечения максимально комфортных условий в процессе предоставления госуслуги, реализации и оценки эффективности мероприятий комплексной медицинской реабилитации, рекомендованных инвалидам, службой МСЭ и Министерством здравоохранения организовано электронное межведомственное взаимодействие по следующим направлениям: обеспечение возможности удаленной предварительной записи граждан на освидетельствование; межведомственной электронный документооборот и электронный обмен сведениями по ИПРА.

«Развитие современных управленческих технологий в здравоохранении позволит, с одной стороны, обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи для населения, а с другой - эти вопросы требуют дополнительного финансирования, но грамотное применение ИТ-технологий позволить экономить материальные и финансовые ресурсы», - подчеркнул Губернатор.

 

0.1332 s