Для увеличения размера текста, зажмитеклавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя
Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта
Здравоохранение Алтайского края в 2021 году прошло очередное испытание новой волной коронавируса. При этом государственные учреждения в регионе не прекращали плановую помощь, продолжилась модернизация объектов, закупка техники и привлечение молодых специалистов. Не умаляя других историй, произошедших в медицине края, министр здравоохранения Дмитрий Попов назвал пять ключевых пунктов, которыми отличился прошедший 2021 год.
1. Вакцинация как проверка общества
— Массовая вакцинация началась с начала 2021-го. Прививочные кампании от гриппа, которые были в предыдущие годы не ставили такой высокой планки: прививали сначала 20% населения, затем 30, 40. ТО есть иммунитет формировали постепенно. И сейчас никого не надо уговаривать на эту прививку. При коронавирусе же мы сразу должны были достичь 60%. Это при том, что население еще и активно болело.
Мало того, что цифры высоки. Были сложности хранения и транспортировки вакцины; сама вакцина — двухкомпонентная, поставки шли не разом, а были «размазаны» на целый год. Надо было организовать дополнительные прививочные кабинеты — задача сверхсложная. Плюс надо убедить людей привиться, мы до сих пор в этом процессе и половину так и не убедили.
Среди медицинских работников мы имеем содружественное мнение, что вакцинироваться, конечно, надо. Есть, конечно, отдельные «эксперты». Это единственный способ, не переболев, обезопасить себя.
Мы говорим, что молодые люди, наверное, с меньшими потерями перенесут коронавирус, но с какими потерями его преодолеют их родные и близкие?
- В этом смысле вакцина действительно стала проверкой для всего общества и показала всю его незрелость, безответственность в отношении других. Это инфекция, и каждый становится угрозой для своего ближнего. Пока мы эту ответственность не поймем, увы, у нас будет негативный сценарий развития демографии в Алтайском крае. А вся отрасль здравоохранения и в целом власти вместе с физическими потерями населения будут нести и репутационные потери.
На утро 8 декабря в крае вакцинированы 1 074 927 человек, из них 119 933 человека получили первую прививку, 905 640 человек привиты полностью. 49 357 человек прошли повторную вакцинацию. Верю, что разум победит.
Мы видели интерес к вакцинации во время подъема заболеваемости: видимо, страх все же подталкивает человека к правильному решению.
Во время этого подъема мы столкнулись с загруженностью отрасли. Надо оказывать экстренную медпомощь, вести больных с хроническими неинфекционными заболеваниями и диспансеризацию, вакцинировать население, лечить постковидный синдром. А это все один и тот же медработник. Врачей больше не становится. В прививочный пункт в «Геомаркет» мы откуда взяли врачей и медсестер? Из поликлиники. А в поликлинике на этом пустом месте никто не образовался.
Не ковидом единым здравоохранение живет. Отрасль выстоит. Конечно, со своими уроками и потерями. Но есть сверхусталость среди медработников. И есть большая обида за вот эту общую безответственность.
2. Старт программы модернизации первичного звена
— Первичное звено — поликлиники, врачебные амбулатории, фельдшерские пункты — это базис системы здравоохранения любого региона. Это то, где человек имеет первый контакт с медициной. В этой части критика населения во многом справедлива — от технического состояния самих зданий до уровня укомплектованности персоналом. Нам необходимо наводить здесь порядок.
8,4 млрд рублей выделено на эту программу до конца 2025 года. Мы должны построить 130 новых объектов. В их числе — 10 больших современных поликлиник.
Есть сложности реализации. Например, в Ребрихе непростая ситуация с земельным участком — мы в процессе переговоров с лесным фондом — хотя проект уже готов, и даже найден подрядчик.
В этом году угрозой для строительства стали изменившиеся цены на стройматериалы. Все наши благие намерения кое-где разбились о невозможность продолжать строительство. При том, что финансирование было определено и получено.
- У наших объектов непростая инженерия, тяжело найти какие-то типовые решения. Мы ведем работы сразу на многих объектах. Все это наслаивается на необходимость возведения еще и детских садов и школ. Так что возможность реализовать программу модернизации зависит еще и от готовности строительной отрасли.
В этом году построены 17 совершенно новых, с нуля, ФАПов. В этом же году мы получили 51 автомобиль для первичного звена: УАЗы «Патриоты» для сельских территорий, «Лада Веста» — для городских. Проектов в программе модернизации первичного звена много, но самый трудный — кадровая комплектация.
3. Молодые кадры для здравоохранения
— Мы должны ответить на все вопросы молодого специалиста: почему я должен остаться в Алтайском крае, почему я должен работать в этой конкретной медицинской организации? Вопрос притока в отрасль молодежи и удержания ее — очень важный и острый для региона.
В этом году у нас выпустились первые медработники по программе компенсации обучения в ординатуре. Краевой бюджет взял на себя это бремя. Стоимость двухгодичного обучения — 420 тыс. рублей на одного специалиста. Все они пойдут работать по целевому договору в районы края. На эту программу «подписались» 28 врачей, уже трудоустроились 26. Две девушки ушли в декрет, и это тоже прекрасно.
Также в этом году появилась новая тема (это губернаторское решение): компенсация обучения в специалитете, 1−6 курс АГМУ. Студент поступает в вуз на платной основе, но, получив за семестр хорошие оценки, имеет право заключить целевой договор и дальше учиться за счет краевого бюджета. Средства заложены на 200 человек — 34 млн рублей в год, в программу уже заявились 123.
-Эффективность такого набора доказана практикой: 92% целевиков действительно приходят в отрасль, на конкретные места. Для сравнения: с платного набора в государственное здравоохранение идут только 10−15%.
Также мы впервые организовываем целевое обучение в средних профессиональных учебных заведениях — медколледжах, где есть направление «Лечебное дело». Ежегодно только 15 фельдшеров устраиваются в ФАПы. В этом году программа рассчитана на 50 будущих сотрудников, заявились 23. Обучение бесплатное, а с нашей стороны предусмотрены выплаты — 50 тыс. рублей в год, которые учащийся может потратить куда угодно.
Эти кадровые подходы уже показывают эффективность, и я думаю, что мы будем находить и новые решения привлечения молодых специалистов.
4. Визит министра здравоохранения как оценка отрасли
— Приезд министра был проверкой и своего рода испытанием в большей степени лично для меня. Хотя и для всей отрасли. Министр провел в Барнауле всего один день, но оценка региону давалась в течение месяца.
За это время у нас побывали около 40 представителей федерального Минздрава и национальных научно-исследовательских центров, кураторов по разным направлениям — фтизиатрия, инфекционные болезни, кардиология, гинекология и прочее. Они посещали любые медорганизации края без предварительных договоренностей. О ряде объектов, которые хотел посетить министр, мы узнали за день до приезда.
- За всем этим последовало большое совещание всех экспертов с губернатором края. Нам удалось показать все аспекты здравоохранения, и, на мой взгляд, регион неплохо прошел проверку. Нам указали на недочеты, и мы понимаем, куда двигаться в работе на пользу жителям.
5. Создание общественного совета
— В течение года мы пытались наладить диалог с общественностью. Начали с себя: сформировали общественный совет министерства и рекомендовали сделать то же всем медицинским организациям.
Роль этих советов — оценка работы министерства и учреждений. Это — экспертная площадка, где специалисты и пациентские организации имеют возможность открытого диалога о каких-то проблемных направлениях работы. Что мы делаем, как делаем, верные ли решения принимаем, в правильном ли направлении идем — все это обсуждается.
- Общественный совет не должен быть какой-то формальностью. Это некий камертон, который постоянно сверяет требования населения с тем, что есть на деле. Я считаю, постоянный диалог с общественность — необходимость для каждой медорганизации. Везде есть люди, которые могут не только критиковать, но и предлагать. И их нужно выслушать.
Первый вопрос, который мы подняли — работа с обращениями граждан. Какова структура жалоб и динамика, где худшие и лучшие территории. Мы оценивали количество жалоб по соотношению к количеству прикрепленного населения. Качество медицинской помощи, вопрос ее доступности, лекарственное обеспечение. На этой основе составляется рейтинг учреждений здравоохранения.
Это не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы руководители на местах понимали, что у коллег есть хороший опыт по сокращению жалоб от населения и его можно перенять. Все-таки большинство претензий от пациентов должны решаться на местах, а не на уровне краевого или федерального министерств или правоохранительных органов.
О планах на будущее
— Будет продолжена работа с молодыми специалистами, поскольку кадры — это основная проблема медицины в крае. Мы не можем здесь останавливаться и должны находить дополнительные меры поддержки и реализовывать их, что называется, «вчера».
2021 год мы посвятили активной работе над проектно-сметной документацией и в следующем году приступим к ремонту взрослых поликлиник. По сути, их все надо ремонтировать. Это большие объекты, на приведение в порядок каждого из них может уйти два-три года. В краевом бюджете на ремонт предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно.
http://zdravalt.ru/society-and-us/news/altayskiy-ministr-zdravookhraneniya-nazval-pyat-klyuchevykh-sobytiy-neprostogo-2021-goda/