ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
x

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Для увеличения размера текста, зажмите
клавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя

Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Алтайский край, г.Барнаул, ул.Ляпидевского, 1
ВОПРОС ОТВЕТ
Мозг нам не по мозгам

Татьяна Владимировна Черниговская (род. 1947) — советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ (2010). По её инициативе в 2000 году впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика» (на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ). В 2017 году была номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Профессор филологического факультета СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская. Предмет изучения профессора Черниговской чрезвычайно тонок и сложен. Если коротко – то это человеческий мозг. А если немного шире, то это психо- и нейролингвистика.

Нет ни малейших шансов, что мы в обозримом десятилетии узнаем, как функционирует наш мозг. При том, что во всём мире на эти исследования тратятся несметные миллиарды. Это мощнейшие проекты, которые идут в Соединённых Штатах, в Азии, в частности, в Китае, в Европе. Лучшие университеты во всём мире этим заняты.

Почему? Потому что тот, кто выиграет в этой гонке, он победитель сразу всего. Но мозг – самое сложное из всего, о чём мы имеем хоть какое‑то представление. На днях я записывалась на канале «Культура», мой коллега Александр Каплан, профессор Московского университета, на вопрос ведущей: «Неужели мозг по сложности равен Вселенной?» ответил: «Мозг сложнее Вселенной». И это не игрушки!

Миллионы нейронов – основа нервной системы, что и составляет нейронную сеть. Когда я смотрю на такие вещи, я просто немею от ужаса потому, что не понимаю, как по такой сети сигнал может хоть куда‑то прийти.

Но он приходит. Если все тонкие ниточки вытянуть в одну, можно 68 раз облететь вокруг Земли или семь раз долететь до Луны и обратно вернуться. Вот такая сеть находится в голове каждого из нас, независимо от того глупый или умный человек – это другой вопрос.

У каждого из этих нейронов, а их приблизительно 85 миллиардов, может быть до пятидесяти, а то и ста тысяч соединений с другими частями мозга. Если это умножить, то получится квадрильон соединений. Это запредельное число.

Гены или образование? Сейчас мы точно знаем – гением можно только родиться. Другой вопрос, что родившись гением, можно им не стать. К примеру, попались придурочные родители или придурочные учителя.

Вот я давно говорю – как учителя не боятся в класс входить? Вот я бы боялась. Ты входишь в класс, а откуда ты знаешь, кто эти дети? Среди них может Моцарт сидеть, может Гитлер, может Пушкин. Поэтому я очень сочувствую учителям. Гении очень дорого платят за свою гениальность.

Думаю, что вы меня правильно поймёте, они не совсем нормальные люди – странно себя ведут, иногда бывают невыносимые. Но готовы ли мы отказаться от этого в пользу средне здорового человека? Тогда захлопнется цивилизация.

Кто в доме хозяин?

На этот вопрос я, разумеется, ответа не имею, и вы тоже. Но подумать не вредно, только не на ночь. Кто принимает решение – я или мой мозг? У нас есть данные, что, похоже, решение принимает мозг.

Мозг — сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней — анекдот.

Мозг нам не по мозгам

Его изучение — это безумная идея, из-за чересчур высокой сложности поставленной задачи», — отметила она.

И не один раз было сказано , что человек и его мозг — это не одно и то же. По словам лектора, самый сложный человеческий орган учится каждую секунду и помнит абсолютно все, чего не скажешь о людях в целом.

«Мозг не решето. А то, какая информация попадает непосредственно в голову, человек решает сам в зависимости от того, что он читает, слушает и смотрит», — заключила Черниговская.

Из того, что он находится у нас в головах, абсолютно не следует, что мы выше его рангом. Нам не справиться с этой системой, не надо иллюзий. И никакой суперкомпьютер нам не поможет, потому что суперкомпьютер — это анекдот по сравнению с тем, что происходит с мозгом».

«Мозг не забывает ничего. Из того, что вы забыли, следует, что это вы забыли. Здесь вы можете меня схватить за хвост и спросить: «Из того, что вы сейчас говорите, следует, что вы и мозг — разное?» И я буду вынуждена сказать: «да».

«Всё, что в мозг попало, там лежит и в какой-то момент даст о себе знать».

Мы — это наш мозг

Он определяет, как мы живём, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчёт того, что мы можем контролировать то, что в нём происходит.

Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин.

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».

Как научить мозг учиться

Секрет активного и здорового мозга — в постоянной тренировке, которая заключается в решении сложных для человека задач. Смысл не в том, чтобы сделать что-то трудное в общем понимании: доказать теоремы или пытаться вывести формулу.

 

Необходимо выбрать то, что представляет сложность именно для конкретного индивидуума. Это может быть прочтение научной книги или даже задача из учебника десятого класса. Главное — понять, что постоянная работа для здорового мозга так же необходима, как и регулярные занятия спортом для тела.

Как научить детей учиться

Татьяна Владимировна советует не давить на детей во время учебы. Оказывается, что для запоминания и обработки информации полезно делать перерывы, отвлекаться и даже спать. «Стоит давать ребенку больше свободы.

Нет разницы, выучит он задание лежа на полу или сидя за столом. Главное — чтобы информация осталась в голове», — сказала профессор.

В процессе воспитания мальчиков и девочек нужен разный подход

Первые лучше учатся во время выполнения практических заданий и соревнований. Им важно, чтобы присутствовали различные виды активности и было много движения. Более того, мальчики лучше воспринимают информацию, когда температура воздуха прохладная, иначе они засыпают.

РЕКЛАМА

А вот девочки, по словам Черниговской, больше склонны к работе в группе, часто любят помогать учителю. Они предпочитают эмоциональный контакт во время обучения. Это может проявляться при взгляде друг другу в глаза или пребывании в дружественной атмосфере, где нет резких звуков и громких разговоров.

Всю систему образования необходимо срочно менять

Татьяна Владимировна раскритиковала всю систему образования и сказала, что все необходимо срочно менять. По ее мнению, тесты проверяют только способность человека к запоминанию информации и воспроизведению ее во время экзамена.

Проблема заключается в том, что в такой системе сложно распознать талант и необычные способности ребенка.

Задачи современного образования

Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.

О «развивашках», о мужском и женском

Также Татьяна Черниговская ответила на вопросы журналистов — о раннем развитии детей и саморазвитии и, наконец, о том, есть ли разница между женским и мужским мозгом.

— У развивающего человека собственные темпы, и природа-то поумней нас будет, — отметила Черниговская. — Эйнштейн в пять лет едва говорил и читать не умел: его считали умственно отсталым.

Когда безумные мамаши начинают своих полуторагодовалых детей учить интегралам, это неправильно. Вы куда спешите? Может, ребёнку хочется в куклы играть в этом время? Есть программы, по которым развивается мозг, оставьте его в покое.

Учить двухлетнего ребёнка играть в го на компьютере — это не естественно. Но если он сам хочет — на здоровье. Может, он будущий чемпион Вселенной по этому го?

Нет двух одинаковых мозгов

На свете, по словам Татьяны Черниговской, нет двух одинаковых мозгов. Строение мозга столь же индивидуально, как отпечатки пальцев или роговица глаза.

Тренировать же мозг можно, только подкидывая ему сложные задачи — смотря сложные фильмы и спектакли, читая сложные книги и слушая сложную музыку. Тем не менее, один из стереотипов, который даёт мозгу идти по проторенной дорожке, оказался отчасти верен.

Некоторые различия между мужским и женским мозгом.

— Действительно, есть некоторая разница, но индивидуальные различия так велики, что они перекрывают групповые, — пояснила Черниговская. — Поэтому я очень не люблю эти разговоры.

 

Хотя объективные, не сплетнеческие, а настоящие различия есть: у женщин много связей между полушариями, больше, чем у мужчин. Но есть и такие мужчины, у которых этих связей больше, чем у женщин.

Поэтому это неправильный разговор. Есть очень глупые мужчины, и есть необыкновенно умные женщины; есть очень слабые истеричные мужчины, и есть такие же женщины.

Лучшее, что мы можем сделать для себя – это с собой как можно раньше познакомиться

С собой надо быть знакомым. Я своим студентам, особенно барышням, советую: зайти в ванную, раздеться, смыть косметику, внимательно на себя в зеркало посмотреть и самой себе ответить: я умная или нет? я красивая или нет? я стерва или нет? я планирую сидеть и вязать носки или блистать на сцене?

 

Я иногда думаю, что если бы мне предложили два миллиона в неделю для того, чтобы я делала бессмысленное действие, при том приходила на работу в девять, а в шесть уходила? Мне лучше утопиться! Но есть масса людей, которые без всяких этих пышных зарплат это готовы делать. То есть им нравится рутинная работа.

Просто мы разные люди. Лучшее, что мы можем сделать для себя – это с собой как можно раньше познакомиться.

С приходом соцсетей с каждым годом уменьшается количество студентов, которые читают длинные тексты. Стоило развиваться цивилизации, Античному Риму, Греции, Возрождению и так далее, чтобы всё пришло к человечеству, которое умеет читать только этикетки?

Тогда честно себе надо ответить – я существо нижнего порядка на уровне амёбы, которая почему‑то обучилась алфавиту.

Не надо читать хлам. Мозг – не решето, из него ничего не вываливается, если вы съели какую‑то не ту шаурму, есть способы, с помощью которых вы сможете желудок очистить. Для мозга таких таблеток нет. Всё, что туда попало, всё там осталось, и оно всё там портит. Это яд. Не надо дрянь туда пихать.

Если вы хотите быть серьёзной личностью, тогда употребляйте другую пищу – читайте сложную литературу, слушайте сложную музыку, смотрите сложные фильмы. Не идите по лёгкому пути. Ваш мозг уникален, обращайтесь с ним аккуратно и уважительно.

Себе-то нужно это сказать. Если бы я много лет назад узнала, что я сова, я бы не потратила кучу времени на бессмысленные попытки написать хоть что-нибудь стоящее утром.

 

https://www.kommersant.uk/arti...

https://prophrase.ru/tatyana-c...

http://www.b17.ru/blog/80298/

https://region29.ru/2018/11/22...



Источник: cont.ws

0.6160 s