Для увеличения размера текста, зажмитеклавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя
Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта
В НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина, который является партнером КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в освоении новейших медецинских технологий, пациентке с новообразованием основания черепа выполнили операцию методом keyhole («замочная скважина»). Клиника провела пока около 10 таких вмешательств, но вскоре они войдут в рутинную практику.
47-летняя пациентка обратилась за медицинской помощью с жалобами на резкое снижение зрения. По результатам МРТ врачи диагностировали сдавливание зрительного нерва новообразованием, которое прорастало в зрительный канал. Развитие заболевания привело бы к полной потере зрения левого глаза.
«При классическом хирургическом лечении опухолей головного мозга формируют обширный костный лоскут необходимой конфигурации, который на заключительном этапе операции помещают в нужный участок черепа и фиксируют. Данное вмешательство высокотравматично и сопряжено с рядом существенных недостатков – угрозой большой кровопотери, риском инфекционных осложнений и длительным периодом реабилитации. Только 10% пациентов после операции полностью возвращаются к привычному образу жизни, остальные сталкиваются с остаточной косметической деформацией, алопецией в области рубца, головными болями, метеочувствительностью, асимметрией и онемением части лица», – рассказывает врач-нейрохирург центра Дмитрий Кислицин.
Специалисты НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина удалили пациентке новообразование через разрез в 4 см по брови, сделав предварительно гистологическое исследование. По прогнозам врачей зрение женщины полностью восстановится в течение полугода, но уже на второй день после операции она отметила существенное улучшение.
«При «открытых» вмешательствах хирурги проводят ретракцию мозговой ткани – с помощью инструментов отодвигают доли мозга. При использовании технологии keyhole ретракцию осуществляют за счет расположения больного на операционном столе. Пациента укладывают таким образом, чтобы максимально запрокинуть голову книзу в необходимую сторону. Такая позиция обеспечивает оптимальный обзор за счет гравитационного отведения лобной доли. Основой для дальнейшей работы через данный доступ является максимальная релаксация мозга, которая достигается за счет внутренней декомпрессии: посредством пункции выпускают половину спинномозговой жидкости, затем вскрывают базальную цистерну для выведения содержащегося в ней ликвора. Релаксация мозга позволяет значительно увеличить пространство для манипуляций хирурга», – объяснил Дмитрий Кислицин.
Технология keyhole считается самой современной в нейрохирургии и доступна небольшому количеству медицинских центров страны, обеспеченных специальным высокотехнологичным оборудованием и инструментарием. Она требует от хирурга высокого профессионализма и отдельной подготовки. За Уралом такие операции проводят в НМИЦ Мешалкина и Федеральном центре нейрохирургии Тюмени.
Полпочки за целую
В НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского выполнили экстракорпоральную резекцию единственной почки, пораженной раком с опухолевым тромбозом нижней полой вены. За всю историю современной медицины в мире выполнено не более 50 подобных операций, из них успешно – еще меньше.
В центр поступил мужчина с диагнозом «рак почки», ситуация осложнялась тем, что это его единственная почка: вторую он, будучи военнослужащим, потерял несколько лет назад в результате боевого ранения. Опухоль поражала ровно половину почки и выходила в нижнюю полую вену, но при этом остались незатронутыми болезнью венозные магистрали, идущие от здоровой половины почки и достаточные для нормального функционирования органа.
Хирурги пошли по непростому пути: сначала извлекли больную почку из организма пациента, поместили ее в специальный раствор, удалили пораженную половину органа и одновременно извлекли опухолевый тромб из нижней полой вены, сохранив при этом почечную вену (что очень редко кому удается сделать). Затем орган был возвращен на место, восстановлены все сосуды, вплоть до мельчайших, чтобы почка вновь начала снабжаться кровью и работать. Это, по словам самих специалистов, высший пилотаж сосудистой хирургии.
Как рассказал порталу Medvestnik.ru врач-онкоуролог отделения урологии центра Александр Грицкевич, надежду больному на полное излечение давала стадия болезни. «Это была не четвертая, а третья стадия, то есть это не метастатический больной. Но эксклюзивность события в том, что это единственная почка. Как правило, при опухолевых тромбах почка удаляется в 99% случаев, однако в данном случае опухоль локализовалась изолированно в половине почки, поэтому получилось удалить пораженную половину. Пациент будет жить со своим органом. Конечно же, функция ее снижена, но он не будет на гемодиализе».
Огромную роль сыграло правильное послеоперационное сопровождение пациента. Руководитель отдела анестезиологии-реаниматологии центра Георгий Плотников отметил сложность этого процесса. Трудно прогнозировать, как скоро после такой большой травмы почка восстановится и больной сможет выйти из состояния анурии. Процесс восстановления может ограничиваться 5–8 сутками, в течение которых необходим гемодиализ, а может растянуться на 4–5 недель.
По словам Александра Грицкевича, больной находился под пристальным вниманием реаниматологов. В течение 7 дней у него был период анурии, почечной недостаточности, проводились сеансы диализа. Но на седьмые сутки, к радости врачей и пациента, оставшаяся половина почки «включилась», стала давать мочу, выводить вредные вещества. В настоящее время прооперированный уже находится дома, его состояние удовлетворительное. Подробнее: https://medvestnik.ru