ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ VK VK
x

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Для увеличения размера текста, зажмите
клавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя

Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Алтайский край, г.Барнаул, ул.Ляпидевского, 1
ВОПРОС ОТВЕТ
Алтайские нейрохирурги провели две уникальные операции

Сайт газеты «Алтайская правда 03 ноября 2016 г. разместил материал о работе нейрохирургов ККБ.

У отделения нейрохирургии краевой клинической больницы в этом году юбилей – 60 лет. И все это время отделение развивалось – специалисты перенимали опыт в институтах, осваивали новое оборудование, вводили новшества и современные методы оперирования. Может быть, поэтому проведенные на днях две уникальные операции здесь не воспринимают как что-то особенное.

Ни есть, ни спать…

Людмила Молчанова из Барнаула больше года страдала от невралгии тройничного нерва. Все это время она не могла нормально говорить, чистить зубы, есть, гулять – каждое это действие провоцировало новый приступ боли, схожий с ударами током. Кстати, с таким заболеванием 68-летняя женщина столкнулась не в первый раз. Однако 10 лет назад проблему удалось решить классическим способом – на лице иглой была найдена веточка нерва, в которую врачи ввели спирт. Это называется алкогольной деструкцией. Нерв погиб, и боли ушли. Однако, как и бывает при такой методике, явление оказалось временным – нервная ткань регенерировала, боли вернулись. Только теперь уже ни повторение алкогольной деструкции, ни консервативное лечение результатов не дали.

– Эта проблема в основном появляется у пожилых пациентов. Дело в том, что на нерве лежит артерия, которая пульсирует. Пока человек молод, артерия эластичная и гибкая, поэтому ее удары не чувствуются. С возрастом сосуды склерозируются, становятся более жесткими – возникает невралгия. При этом артерия и нерв «припаяны» друг к другу. Раньше при «выключении» веточки нерва мы получали временный эффект, а также «выключали» некоторую зону лица, что, естественно, угнетало пациента. Современная медицина может предложить другое решение проблемы, – говорит заведующий отделением нейрохирургии краевой клинической больницы Дмитрий Долженко.

Классическая процедура может быть заменена на малоинвазивное вмешательство. Его для Людмилы Молчановой выполнил нейрохирург Андрей Чупин. Он рассказывает:

– Мы внедряемся в полость черепа через небольшое отверстие 2 – 3 см. На глубине около 12 – 15 см под максимальным увеличением микроскопа находим корешок тройничного нерва в месте его выхода из ствола головного мозга и артерию. Задача – разделить их и установить между ними специальную прокладку. При технически правильном исполнении эта операция дает стопроцентный эффект, – говорит он. – Это называется «операция Джанетта», в той клинике, в которой работает этот специалист, эффективность достигается 94 процентов. В новосибирской клинике возможность рецидивов составляет 15%, однако мы в данном случае будем ориентироваться на американцев.

По статистике,  с этой проблемой сталкиваются 2 – 4 человека на сто тысяч населения в год. В крае это ежегодно около 100 заболевших. По данным специалистов, в настоящее время в регионе зарегистрировано около 1200 пациентов с невралгией тройничного нерва.

Людмила Викторовна поправляется после операции. Говорит, что чувствует себя неплохо, а по сравнению с тем, что было раньше, просто превосходно.

Результат за раз

Николаю Шумкову 19. Нейрохирурги уже раз спасли ему жизнь,  еще в 2005 году удалив опухоль головного мозга с хорошим результатом. Сейчас появилась новая проблема – гидроцефалия. Юношу стали беспокоить сильные головные боли. За помощью пришлось обратиться в краевую клиническую.

– Раньше при гидроцефалии применялся метод, при котором пациенту ставятся специальные шунты, которые из головы отводят жидкость в брюшную полость. Но даже на самые хорошие материалы организмы пациентов реагируют по-разному. Кроме того, со временем они выходят из строя. Обычно это случается через 2 – 3 года. А это означает, что необходима повторная операция с временным результатом. Новая методика предлагает создать обходной путь внутри головы, который будет соответствовать естественному ликвооттоку, – поясняет Дмитрий Долженко.

Антон Шевченко оперировал Николая. Он говорит:

– Когда лишняя жидкость выводится из желудочков при помощи шунта, это осложняется довольно большим количеством проблем, в том числе инфекционных. Это происходит из-за разности сред в брюшной полости и желудочках мозга. Или случается, что забиваются шунты – тогда требуется повторная операция, люди начинают страдать. А ведь у нас край сельский. Чтобы попасть к нам, пациенту необходимо поехать в районную поликлинику, получить направление к нам в стационар… Новая методика позволяет больному быть нешунтозависимым и полностью купировать гидроцефалию.

Этот метод дает надежду на нормальную жизнь многим семьям, так как проблема в большинстве своем касается детей. При установке шунта операции приходится проводить многократно даже без учета выхода материала из строя – дети растут, предыдущие шунты становятся короткими. А ведь несмотря на то, что установка шунта считается малоинвазивной операцией, она достаточно травматична.

– По новой методике мы делаем перфорацию дна третьего желудочка и ликвор поступает в дальнейшем через дно третьего желудочка по своим обычным ликворовыводящим путям. Эффективность такого вмешательства будет тем выше, чем раньше удастся ее провести. Современные технологии позволяют проводить такие вмешательства у детей сразу после рождения, – рассказал Андрей Шевченко.

Николай Шумков говорит, что уже сейчас голова стала болеть гораздо меньше. Однако лишняя жидкость будет уходить постепенно. После возвращения домой Николай планирует помогать родителям по хозяйству – у Шумковых оно большое: четыре коровы и конь.

Как обойти инсульт

На достигнутом нейрохирурги останавливаться не собираются. В планах – освоить методику, которая бы позволила лечить ишемические инсульты.

– В настоящее время поставлено на поток и дает хорошие результаты лечение геморрагических инсультов. Но это всего двадцать процентов от всех инсультов. 80% составляют ишемические. А они лечатся только консервативным способом. Однако существуют методики, которые позволяют вылечить ишемический инсульт, если помощь будет оказана своевременно. К примеру, выключилась артерия, которая подходит к головному мозгу. При этом часть головного мозга погибает. Это и есть ишемический инсульт. А что, если в течение ближайших часов после того, как это случилось, попробовать наладить анастомоз? То есть взять артерию на лице – вне черепа, отыскать затромбированную артерию и наладить кровообращение минуя затор? Такие операции в России проводятся в федеральных центрах. Теперь и мы имеем все технические возможности для их проведения. Специалисты обучаются. В 2017 году, полагаю, мы сможем провести такое лечение нашим пациентам, – резюмировал Дмитрий Долженко.

Фото: Сайт : «АП»

1.2243 s
Top.Mail.Ru