ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ VK VK
x

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Для увеличения размера текста, зажмите
клавишу Ctrl и покрутите колесико мышки от себя

Ctrl + 0 - возврат к нормальному отображению сайта

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Алтайский край, г.Барнаул, ул.Ляпидевского, 1
ВОПРОС ОТВЕТ
Перспективы информатизации на примере Москвы

Уровень информатизации московского здравоохранения выше, чем в Лондоне, Нью-Йорке и ряде других мегаполисов мира, выяснили международные эксперты. По данным консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) столица РФ вышла на первое место среди крупных городов, наиболее активно применяющих анализ накопленных данных в управлении медициной. В Москве развивающейся Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) пользуются почти 9 млн горожан – то есть примерно 75% москвичей, – что позволяет горожанам забыть об очередях за талонами на прием к специалистам и повышает доступность медпомощи в московских поликлиниках.

ЕМИАС – один из наиболее крупных и технически сложных проектов информатизации, реализуемых в Москве с 2011 года. К Единой медицинской информационно-аналитической системе в Москве подключено более 23,6 тыс. врачей и к настоящему моменту в ней зарегистрировались 8,9 млн пациентов. С момента запуска системы проведено более 243 млн записей к врачам, и ежедневно система обеспечивает более 500 тыс. записей к специалистам столичного здравоохранения.

Над проектом создания ЕМИАС работает около 4500 специалистов более чем из 30 российских IT-компаний и, судя по рейтингу PwC (а компания изучила опыт 28 крупнейших мировых мегаполисов), результаты их труда были замечены не только московскими пользователями, но и международными экспертами. В российской столице в отличие, например, от Барселоны, Сиднея, Нью-Йорка и Лондона все поликлиники включены в единую информационно-аналитическую систему, которая не только значительно упрощает процедуру записи к врачам для москвичей, помогает грамотно распределять время медиков и пациентов. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, ЕМИАС – одна из самых мощных в мире муниципальных медицинских систем, которая охватывает десятки тысяч рабочих мест – врачей, терапевтов, педиатров и других специалистов, работающих в системе здравоохранения. «Этой системой сегодня пользуются уже около 9 млн москвичей. Большинство пациентов пользуются электронной системой записи в наши поликлиники», – сказал Сергей Собянин.

Всего функционал ЕМИАС включает в себя восемь сервисов. Наиболее востребованный из них в Москве – самозапись пациента на прием к врачу. Второй важный сервис – управление потоками пациентов внутри учреждения, а также между медицинскими организациями. Третий – это электронная медицинская карта, которая концентрирует информацию о пациенте. Нужно отметить, что электронные медицинские карты заведены более чем у 1 млн пациентов столичных поликлиник, а к концу года они могут появиться уже у 2 млн горожан. По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимира Макарова, сейчас 32% врачей-клиницистов, работающих в амбулаторных медицинских центрах, в поликлиниках, уже используют электронную карту в ходе приема пациентов, что составляет примерно 3600 врачей и 760 других медицинских сотрудников.

Еще один развивающийся сервис льготного лекарственного обеспечения – электронный рецепт. Сейчас более 90% льготных рецептов оформляется врачами в электронном виде, что упрощает процедуру выписки препаратов, позволяет врачам видеть текущий ассортимент и наличие лекарств в аптечных пунктах при поликлиниках в режиме онлайн. В результате вместо трех с половиной минут, которые медики тратили на выписку бумажного рецепта, на оформление электронного рецепта тратится примерно 30 секунд. С начала внедрения сервиса выписано 22,38 млн рецептов, и перспективы у этого сервиса очень большие.

Еще большие горизонты открывает московским властям такой сервис, как облачная бухгалтерия – ведение финансово-экономической деятельности поликлиник в электронном виде. Этот формат взаимодействия между бюджетными организациями позволяет и чиновникам, и сотрудникам следить за тем, как расходуются финансы учреждения, и постатейно контролировать буквально в онлайн-режиме, на что тратятся государственные финансы. Он уже активно применяется в столичном образовании, и в ближайшие годы внимание к нему будет расти во многих сферах.

Горожане также могут использовать сервис раскрытия информации ЕМИАС, который позволяет каждому москвичу, зарегистрированному на портале городских услуг, узнать время ожидания даты приема врача и время ожидания начала приема непосредственно у кабинета специалиста. Судить об этом можно по графикам, содержащим несколько категорий оценки доступности посещения врача. Сервис позволяет оценить как общую картину доступности медпомощи в Москве, так и ситуацию в каждом конкретном филиале поликлиник, а значит, горожане могут осознанно выбрать поликлинику для прикрепления, ориентируясь на такой показатель, как время ожидания приема врача. Это не только позволяет перегруппировать поток посетителей, но и создает дополнительную мотивацию для улучшения работы самих медработников – ведь мало кому приятно работать в учреждении, которое справляется со своими задачами хуже соседнего.

Упомянутый ранее ситуационный центр Департамента здравоохранения Москвы, который позволяет контролировать работу всех звеньев ЕМИАС, начал свою работу 12 января 2015 года. Сейчас в его команду входят 15 специалистов с медицинским, техническим и юридическим образованием. «В ситуационный центр Департамента здравоохранения стекаются все данные о посещении поликлиник пациентами, о расписании всех врачей, времени ожидания приема, о назначениях и направлениях, которые делают врачи поликлиник, – отметил глава Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. – Специалисты осуществляют мониторинг ситуации, анализируют поступающую информацию и готовят на ее основе предложения по улучшению процессов. В их распоряжении современные компьютеры, информационные панели, новейшее программное обеспечение. У них есть доступ к любым данным о работе московских поликлиник и их филиалов. Сотрудники ситуационного центра – это аналитики, программисты, технологи, менеджеры, специалисты в области консалтинга. Их задача – получать и систематизировать данные о работе медицинских организаций, выявлять проблемные зоны и предлагать варианты решений»

Кроме того, при необходимости сотрудники ситуационного центра могут отправиться в поликлинику, чтобы на месте оказать помощь персоналу – за полтора года работы таких выездов было совершено примерно 1500. Параллельно специалисты центра провели обучение 152 главных врачей и 1,5 тыс. работников медицинских учреждений практическим навыкам работы с ЕМИАС и методам эффективного управления потоками пациентов.

Согласно данным ситуационного центра, количество пациентов городских поликлиник, ожидавших приема терапевта дольше 40 минут, снизилось в январе–апреле 2016 года более чем на миллион по сравнению с 2015 годом. Так, в первые четыре месяца 2015 года 1,29 млн пациентов ждали приема терапевта от 40 до 60 минут и от 60 минут, в 2016 году это число составило 255 тыс. Таким образом, снижение составило 81%. В общей сложности в январе–апреле на прием к терапевту записались 5,5 млн человек. Из них менее 20 минут врача ожидали 4,7 млн пациентов, а от 20 до 40 минут – 515,3 тыс. человек. В целом доступность записи на прием к врачу-терапевту в среднем составила в 2014 году 68% от общего числа пациентов, в 2015 году – 97,9%, а во втором квартале 2016 года – уже 98,0%. Доступность записи на прием к врачу-педиатру в среднем составила в 2014 году 72%, в 2015 году – 97,9%, а во втором квартале 2016 года – 98,5%.

Однако Департамент здравоохранения намерен полагаться не только на данные системы ЕМИАС при оценке ситуации в поликлиниках. Как заявил Алексей Хрипун, для отслеживания очередей в столичных поликлиниках в холлах перед кабинетами врачей и в вестибюлях регистратур установят видеокамеры. Кроме того, за качеством виртуальных сервисов ЕМИАС в Москве следят 1000 тайных пациентов, сообщил заместитель руководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров. «Есть служба качества, которая на регулярной основе занимается разбором жалоб пациентов, анализируются отзывы в соцсетях и блогосфере, – отметил чиновник. – Также есть тайные пациенты, которые проверяют для нас качество работы ЕМИАС. Их порядка тысячи человек. У нас достаточное количество волонтеров, которые готовы помогать в получении ценной информации».

Нужно отметить, что москвичи, оставившие адрес электронной почты на портале госуслуг (www.pgu.mos.ru), на следующий день после визита к врачу взрослой поликлиники могут получить и специальное электронное письмо с просьбой оценить результаты посещения поликлиники по пятибалльной шкале – от «полностью удовлетворен» до «не удовлетворен». Сейчас 85–90% пациентов, отвечающих на электронные письма, положительно оценивают работу столичных поликлиник. 

Источник: Независимая газета

 

 

 

1.0464 s
Top.Mail.Ru